Программа, которая пройдет в «Шатологии» накануне весны — «Опера, театр, кино» — по-настоящему звездная. Три лектора — музыкант, лауреат премии «Просветитель» Ляля Кандаурова, оперный драматург, продюсер Илья Кухаренко и писатель, сооснователь «Марабу» и «Шатологии» Сергей Кузнецов — вновь собираются вместе, чтобы говорить об опере. В финале программы все участники отправятся в Париж, в Opéra Bastille на оперу «Ангел-истребитель».Сергей Кузнецов на своем курсе расскажет об опере в кино и о режиссерах, чье творчество связано с оперой.Программу, посвященную опере, с Лялей Кандауровой и Ильей Кухаренко мы уже делали — прямо перед ковидом, в декабре 2019-го. Построена она была по тому же принципу, что и сейчас «Опера, театр, кино»: Ляля и Илья рассказывали об оперном искусстве и великом произведении Бородина «Князь Игорь», а в финале мы должны были идти на его новую постановку в Opéra Bastille. Но послушать «Князя Игоря» нам не удалось — во Франции началась национальная забастовка, к которой присоединились и труппы обеих парижских опер.
Сейчас мы решили посмотреть более широко, а не фокусироваться только на одном творении. Мы поговорим об операх, созданных на основе фильмов, как та, на которую мы собираемся идти в финале программы, «Ангел истребления», или, как исторически называется по-русски фильм Луиса Бунюэля, снятый в 1962 году, «Ангел-истребитель». Существуют и другие оперы, поставленные по фильмам, об этом будет говорить Ляля Кандаурова. Илья Кухаренко расскажет о проникновении оперного искусства в театральные постановки. Возможно, к нам присоединится Денис Бояринов и прочтет одну лекцию про оперы в поп-культуре, а я поговорю про оперу в кино.
На программе я буду говорить о фильмах двух типов. Первый тип — фильмы, внутри которых есть опера, выстроенные вокруг оперы тематически, скажем, какой-то важный эпизод происходит в опере (тут вспомним «Крестного отца 3»). Второй тип — фильмы, на которые повлияла опера, по структуре, по вайбу. Скажем, «Гибель богов» Висконти — очень «оперный» фильм, хотя в нем не поют — вернее, поют, но не оперные арии.
Мы обсудим, как опера влияет на кино — влияет тематически и стилистически. Некоторая, как сказала бы Сьюзен Зонтаг, чувствительность, характерная для оперы, бывает также в кино. Вот об этом я постараюсь рассказать — и надеюсь, что это будет интересно нашим слушателям.
Обязательна ли для участника программы наслушанность, насмотренность?Конечно, нет! У нас в «Шатологии», как и в «Марабу», есть важная задача — рассказать и показать не просто что-то интересное, но что-то интересное и новое. Насмотренность и наслушанность не нужны, хотя, конечно, к нам приезжают люди с разным объемом знаний в той или иной области.