Именно в опере на рубеже ХХ века или даже раньше появляются открытки с автографами звезд, а также со сценами из спектаклей. А с появлением звукозаписи не фокстроты и танго, а пластинки Энрико Карузо и Амелиты Галли-Курчи имеют миллионные тиражи. В интонациях радийных ведущих оперных трансляций тридцатых-сороковых годов сегодня слышится скорее риторика и страстность нынешних спортивных комментаторов. Ну, и на десерт: название одного из самых популярных и вкусных сортов яблок, которое мы сегодня произносим впроброс, с маленькой буквы, так сказать («У нас „мельба“ уже старая и болеет — жалко, такая вкусная»), назван в честь великой австралийской колоратуры Нелли Мельба.
Есть еще один важнейший фактор привлекательности оперного жанра — это очень большие деньги. Сегодняшние бюджеты стадионного шоу поп-див или голливудского блокбастера, конечно, отобрали пальму первенства у оперы. Но среди некоммерческих жанров опера была и остается самым богатым и самым амбициозным. А еще самым мотовским. Голливуд и звезды поп/рока рассчитывают отбить расходы и даже заработать. А опера никогда не обременяла себя такими глупостями. Даже самые дорогие билеты по 400–500 евро при полных залах не способны покрыть и четверти расходов на постановку. Опера была и остается территорией государственных амбиций и разнообразных политических и социальных манифестаций с абсолютно некоммерческими критериями успеха.
И именно благодаря этой принципиальной расточительности оперный театр на протяжении всех четырех веков был и остается передовым краем самых современных театральных технологий. Лучшие инженеры, архитекторы и художники придумывали декорационные чудеса и обманки для оперной сцены как в XVII–XVIII веках, так и сегодня. Очень многое, что мы сегодня видим на концертах Бейонсе, рождалось в опере двадцать-тридцать лет назад. Поэтому любой режиссер, художник совриска или хореограф точно знает, что у него нигде не будет такой свободы и таких бюджетов, как в оперном театре. Эти творцы рвутся в оперу, а за ними приходит и их аудитория.
Сегодня трудно вспомнить большого современного художника, который бы ни разу не попробовал себя в опере. Тут и именитые архитекторы: Заха Хадид, Сергей Чобан, и великие художники: Георг Базелиц, Яннис Кунеллис, и культовые фигуры современного видеоарта: Уильям Кентридж, Ширин Нешат и, конечно, Билл Виола, чья «Тристан и Изольда» объездила полмира. Марина Абрамович тоже уже не раз пробовала себя в жанре оперы. Ее последний спектакль «Семь смертей Марии Каллас» в Баварской опере еще несколько сезонов будет ездить по крупнейшим оперным театрам.
Получается, что на оперной сцене могут встретиться элементы самых разных жанров?
Совершенно верно. Опера представляет собой Gesamtkunstwerk, синтетическое и мультижанровое произведение искусства. Это одна из ее особенностей. И, разумеется, один из таких жанров, который развивается во взаимном диалоге с оперой — кино.
На нашем курсе мы будем много говорить о крупных кинорежиссерах XX века, которые пробовали себя в опере. Это и Франко Дзефирелли, и Патрис Шеро, и Лукино Висконти. Висконти и Дзефирелли, кстати, в оперу привела Мария Каллас.
Такие люди, как Висконти, поначалу делили себя между оперной сценой и съемочной площадкой. Висконти уже поставил пять триумфальных оперных премьер с Каллас в «Ла Скала», еще не сняв «Гибели богов», «Леопарда» и «Семейного портрета в интерьере». Похожим образом развивалась и карьера Дзеффирелли — еще до Голливуда он уже считался выдающимся оперным режиссером.
Кстати, существует интересная тенденция: опера зачастую вытесняет из жизни режиссера и драму, и даже кино. Например, Кшиштоф Варликовский, создатель «Нового театра» в Варшаве, титулованный драматический и кинорежиссер, с какого-то момента практически ушел из драмы в оперу. Или Мариуш Трелинский, в прошлом — большой польский кинорежиссер, а сейчас — художественный директор Национальной оперы в Варшаве. В силу разных обстоятельств, но прежде всего в силу таланта и успеха все важнейшие премьеры Кирилла Серебренникова в Европе — именно оперы.
Однако из кино в оперу сегодня приходят не только режиссеры. Производство оперного спектакля, особенно если его запланировано снимать, сегодня очень напоминает скорее кинопродакшн, нежели старый добрый репертуарный театр. Это касается и подробностей, с которыми сделаны декорации и костюмы, и грима, который может выдержать наезд крупным планом в 4К, и многого другого.
Помимо этого чисто производственного сродства, сегодня в оперном спектакле вы просто можете попасть в кино. Самый показательный пример тут — Кэти Митчелл, выдающийся режиссер драмы и кино, которая сегодня является еще и одной из крупнейших фигур в мире оперы. Кино на сцене во всех его вариациях — это буквально режиссерский язык Митчелл.
В недавней ее премьере «Юдифь» («Замок герцога Синяя борода» Бартока) на сцене Баварской оперы зрители буквально смотрели на экране полноценное 50-минутное кино в жанре дорогого немецкого криминального сериала. Митчелл сняла его на музыку бартоковского Концерта для оркестра как приквел к истории внутри самой оперы.
Но во многих своих спектаклях, как в драме, так и в опере, Митчелл снимает кино прямо на сцене, создавая и одновременно разрушая магию экрана. В глубине сцены стоит очень подробный кинопавильон, внутри которого «живет» сюжет, а вокруг снуют кинооператоры, реквизиторы и гримеры. А в результате на экране прямо на авансцене зритель видит идеальный и выразительный кинокадр.
В современной опере кино становится и приемом, и частью оперного языка, — обо всем этом мы будем говорить на нашем курсе. В любом случае сегодняшние киноманы порой чувствуют себя в оперном театре куда более уверенно и комфортно, чем иные поклонники вековых оперных традиций.
Давайте теперь перейдем к опере, которую будут смотреть участники «Шатологии» — опере по мотивам фильма Луиса Бунюэля «Ангел-истребитель». Как так получается, что некоторые киносюжеты превращаются в оперу, а другие — нет?
Тут, наверное, нет одной причины. Все сложно, как теперь говорят. Но тренд очевиден. Если в ХХ веке сюжеты скорее перекочевывали из опер на киноэкраны, то в последние десятилетия кино регулярно подкидывает сюжеты оперным композиторам. Причем шансы стать оперой есть у очень разного кино: с одной стороны голливудские «Горбатая гора» или «Часы», а с другой — «Горькие слезы Петры фон Кант» или вот «Ангел-истребитель».