Образовательная программа для взрослых
2 – 8 января, 2023


НОВЫЙ ГОД В ШАТО:
ДЕТЕКТИВЫ
и АВАНТЮРЫ



☆ шедевры и подделки, кражи и вандализм, тайны аукционов предметов искусства ☆ заговоры и отравления, любовницы и ведьмы, загадки тамплиеров ☆ мимикрия и маскировка, обманки и прятки, детективы в мире природы ☆
РАССЛЕДОВАНИЯ И ИНТРИГИ
В СТАРИННОМ БУРГУНДСКОМ ЗАМКЕ
со 2 по 8 января, 2023
Бургундия, Франция
от 1462€
С 2018 года мы неизменно встречаемся в бургундском шато Le Sallay, чтобы встретить Новый год. Мы подумали: «Что бы ни происходило вокруг, людям нужен островок безопасности, чтобы выдохнуть и после снова приняться за хорошие дела и помощь тем, кому она нужна». Поэтому в январе 2023 года мы вновь соберемся в нашем замке и отвлечемся на лекции великолепных исследователей и экспертов о самых загадочных, непонятных и даже детективных историях в искусстве, истории, религии и биологии (да-да, и в природе случаются невероятные интриги!).
  • Историк искусства Алина Аксёнова поведет рассказ о превращении рядовых полотен в шедевры; вандализме, кражах и подделках, а также приоткроет закулисье аукционов произведений живописи
  • Историк религии, блестящий лектор Константин Михайлов поговорит о загадочных тамплиерах, Варфоломеевской резне, сатанистах-отравителях времен Людовика XIV и католическом заговоре против Карла II
  • Биолог Иван Квасов с курсом «Не верь глазам своим!» поведает о природных обманках и ошибках восприятия
  • А также: празднование Нового года, неспешные разговоры у камина, прогулки и поездки по окрестностям и уютные номера в старинном замке-отеле.
15% от суммы, которую вы заплатите за участие в европейских программах «Марабу» и «Шатологии», будут перечислены в стипендиальный фонд поддержки детей, которые были вынуждены покинуть свои дома в связи с войной в Украине.
ВЕДУЩИЕ
Ведущие наших программ не только досконально разбираются в своем предмете, но и умеют передать искреннюю любовь к нему своим слушателям
  • Алина Аксёнова
    искусство
    Историк искусства, филолог, публичный лектор. Автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию». Принимает участие в разнообразных проектах в качестве постоянного преподавателя и приглашенного лектора. С 2010 по 2019 год лектор и экскурсовод в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
  • Иван Квасов
    биология
    Иван преподает взрослым в проекте «Дом культуры Льва Лурье», школьникам — в биологической школе «Биотоп» и школе «Апельсин», а также участвует в проектах «Все как у зверят» и «Университет детей». Летом Иван приезжал на подростковую смену «Марабу» в Сербию, и все слушатели, скажем без преувеличения, были просто в восторге.
  • Константин Михайлов
    история религии
    Историк религии, кандидат культурологии. Исследует современное положение религии в мире, но лекции читает по гораздо более широкому кругу тем. Около пяти лет назад придумал цикл курсов о религиозных детективах и с тех пор раскопал немало удивительных историй. Наиболее интересные Константин и расскажет нашим гостям.
Специальный гость
Светлана Кесоян
Колдовать на кухне на этот раз с нами будет...
Светлана Кесоян — гастрономический журналист и концепт-шеф (московские рестораны Shanti (паназиатская кухня), Do Do (интернациональная кухня), Noor Bar Electro (интернациональная кухня) , колумнист, легендарный ресторанный критик («Афиша», «Афиша-рестораны», «Москвич Mag», Buro 24/7, Elle, Grazia), путешественница, основательница и ведущая «Гастрономического лектория в Барселоне», а еще, Кесоян — автор первого кулинарного детектива на русском языке — «Торт» (тут стоит отметить, что именно с «легкой руки» «Торта» издательство «Альпина» стала издавать и художественную литературу). Кроме того, Светлана — автор идеи и главный редактор чудесного бумажного журнала о гастрономических путешествиях «Первое, второе, третье», который издавался несколько лет назад в ИД «Вокруг света» в те времена, когда Сергей Пархоменко соглашался быть в том издательском доме тем самым главным редактором. Ко всем прелестям журнала (адепты хранят подшивки за 2011-12 гг. до сих пор ради репортажей со всего света) добавлялась рубрика для детей и их родителей «и… Компот!», для которой Светлана Кесоян, придумывала каждый месяц специальный комикс-рецепт.


«Я смотрю на мир с гастрономической точки зрения и считаю этот момент крайне увлекательным занятием», — любит повторять шеф. Этой зимой в программу включены гастрономические мастер-классы со взрослыми участниками и комментарий Светланы по этому заманчивому поводу звучит так: «Мы собираемся готовить вместе на замковой кухне и попутно я расскажу свою тысячу историй — о бараньем жиго и апельсиновом соке, о пряных фигах и утиной печенке, о невесомых горошинах розового перца и густой глубине горячего шоколада, о волшебстве сливового пирога с пеканом и даже о некоторых непредсказуемых фокусах с овсяной кашей».
ПРОГРАММА
Мы придумываем наши программы так, чтобы вы с восторгом
рассказывали о них всем своим знакомым
Лекции ведущих проекта «Шатология» рассчитаны на взрослых. Но подростки 11–12-ти лет вполне могут присутствовать, и, мы уверены, им тоже будет интересно. Если ваши дети не хотят ходить на лекции или они совсем маленькие, их займут профессиональные вожатые «Марабу». В мастер-классах и поездках (если они случаются), конечно, принимают участие все гости любого возраста. Пожалуйста, уточняйте состав и возраст участников при подаче заявки, наш менеджер ответит на все ваши вопросы.
Мы оставляем за собой право менять программу и состав ведущих, при этом количество лекционных часов и высокое качество программы остается на прежнем уровне.
  • Алина Аксёнова
    Шедевры и подделки, кражи и вандализм, реставрация и аукционы
    Алина Аксёнова будет рассказывать о жизни и приключениях картин: живописных шедевров, которые пережили безвестность и внезапную славу, кражи и нападения. Также Алина расскажет о том, кто, как и для чего подделывает работы великих мастеров, как и за сколько продают оригиналы и подделки, и как отличить реплику, копию и подделку друг от друга. Детективные истории из мира искусства захватывают дух!
Узнать больше
Как картины становятся шедеврами

Среди сотен тысяч картин настоящими шедеврами считаются лишь немногие. Одни становятся проявлением гениальности автора, другие — результатом удачного художественного эксперимента.

Есть картины, попавшие в центр внимания из-за сложных хитросплетений судьбы: были украдены или испорчены, тонули, горели, пропадали и неожиданно возвращались. Множество работ, которые сегодня считаются наиболее известными и дорогими, ещё сто лет назад не вызывали у публики никакого интереса. Двести лет назад знаменитая «Джоконда» не входила даже в сотню великих произведений Лувра, а «Девушку с жемчужной серёжкой» гаагский музей приобрел всего за два гульдена. Картины Сандро Боттичелли считались средними работами раннего Ренессанса вплоть до середины XIX столетия, а «Ночной дозор» Рембрандта более века покрывался копотью и пребывал в безвестности. Что же помогает произведению приобрести особое значение для зрителя? Об этом мы и поговорим на лекции.

Сначала мы выясним, к каким произведениям применимо понятие шедевр и почему стоит задуматься над уместностью его использования. Заодно обязательно поговорим об исследованиях психологов и экспериментах, позволивших установить, на какие произведения наше сознание реагирует наиболее остро. А главной частью разговора станут судьбы шедевров — не только истории создания, но и жизни шедевров после того, как они покидали мастерскую художника. Здесь важны перипетии и злоключения, которые переживала картина на своём пути. Мы узнаем законы формирования популярности и поговорим о том, что влияет на аукционную стоимость произведения искусства.

Героями нашего разговора станут Ян ван Эйк, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Ян Вермеер. Мы вспомним не только о самых экстремальных историях из жизни картин и загадках, с ними связанных, но поговорим о книгах, фильмах и исследователях, благодаря которым картина однажды «проснулась знаменитой».

Подделки

Подделывание живописи — это не только проявление духа авантюризма с целью обогащения. Это ещё и соревнование — с художником, искусствоведом, экспертом. Это возможность ненадолго надеть маску гения и перевоплотиться в Леонардо, Вермеера, Ван Гога. Только лучший способен превзойти их всех. Вот о таких отчаянных фальсификаторах, их грандиозных замыслах и разоблачениях мы поговорим на лекции. В фокусе внимания не только живопись и не только ХХ век, богатый историями о подделках. Мы поговорим, каковы были тренды в мире фальсификаций в разные столетия. Обязательно разберёмся, кого художники подделывали чаще всего, а кого не решатся подделывать никогда.
Узнаем о главных способах отличить подделку от подлинника — поговорим об экспертизе и возможностях, к которым прибегали фальсификаторы, чтобы обмануть рентген, альфа-бета-гамма лучи, дендрологический, радиоуглеродный анализ и прочее.

Наконец, нам надо выяснить, в чём разница между копией, репликой и подделкой и ответить на вопрос, как нам относиться к таким произведениям, находящимся в экспозициях музеев.

Вандализм и кражи

Иногда созданные гениями картины интересны не только своим содержанием, но и последующей биографией. Некоторых шедевр волнует настолько, что люди жаждут завязать с ним отношения, например, украсть. Порой картина становится объектом ненависти и ярости — тогда её обливают кислотой или полосуют ножом. Какие именно произведения стали жертвами подобных страстей, мы как раз и поговорим на лекции. Мы коснемся не только актов вандализма и причин, побуждавших людей портить произведения искусства, но и способах восстановления картин после попыток их уничтожить. Реставратор — это врач-диагност и хирург, способный вернуть жизнь почти погибшему шедевру. Героями разговора станут картины Веласкеса, Рембрандта, Пикассо, разумеется, Репина и др. Еще мы обязательно вспомним об ограблениях музеев и тех картинах, которые невосполнимо утрачены по разным причинам.

За кулисами аукциона

Наверняка каждому из нас приходилось удивляться новости о проданном за бешеные миллионы шедевре. Откуда взялась эта цена, кто готов отдать такие деньги за картину и зачем? Вопрос ценообразования в области искусства невероятно интересен. Что влияет на стоимость картины, и на каком основании аукционные дома назначают стартовую сумму для картины? Одни работы они предлагают за тысячи, а другие — за сотни тысяч. Настала пора разобраться, что же влияет на эти решения и что происходит за кулисами аукционов. Чтобы разобраться в этом, устроим интерактивную лекцию, побудем экспертами и аукционистами, исследователями и покупателями, выясним, у каких картин большие шансы уйти за миллионы, а какие никогда не попадут на аукцион Christie's. Не обойдемся без разговоров о Леонардо, Ван Гоге, Мунке и других художниках-мифах и их роли в создании рынка искусства.


Еще больше — в интервью Алины о программе >>

  • Константин Михайлов
    Отравления и заговоры, ведьмы и придворные любовницы, клады и убийства
    Константин Михайлов увлечет нас в эпоху исторических приключенческих романов, французских и английских королей — Людовика XIV и Карла II, рыцарских орденов и тайных заговоров. Мы представим себя тамплиерами на Святой земле и французскими гугенотами в Париже, узнаем о заговоре сатанистов и разберемся, как стечение обстоятельств меняет историю не только во время самих событий, но и в исторической памяти следующих поколений.
Узнать больше
Программа Константина Михайлова пересекается с программой Алины Аксёновой в своей детективной составляющей, но здесь речь пойдет о религии и религиоведении.

Начнем разговор с Варфоломеевской ночи — одного из самых известных событий в хронике религиозных войн и истории Франции. Все, конечно, знают, что Варфоломеевская резня произошла, потому что католики не любили гугенотов, и наоборот. Но это — повод, а не объяснение, и мы постараемся разобраться в том, как политические интриги, религиозные представления и взгляды, а также нелепые случайности оказались трагически переплетены друг с другом и привели к тому, к чему привели.

Поговорим также об истории рыцарей тамплиеров — здесь тоже много загадок. Это будет почти игровая лекция: мы представим себя тамплиерами на Святой земле и попробуем войти в эту жизнь, полную загадок, приключений и странных поворотов. Постараемся понять, что же такого было в тамплиерах, что их до сих пор вспоминают, хотя многие другие рыцарские ордена совершенно забыты. Заодно обсудим и другие рыцарские ордена, чтобы понимать разницу.

На третьей лекции окунемся в совершенно удивительную историю о заговоре сатанистов — отравителей короля Людовика XIV. Звучит немножко безумно — сатанисты при дворе французского короля, но такой процесс действительно был — и стал одним из самых громких и масштабных расследований эпохи «короля-солнца». По ходу изучения заговора разберемся и в самой эпохе правления Людовика XIV — это один из самых важных периодов европейской истории, той модельной системы, по которой впоследствии были созданы все абсолютные монархии.

Четвертая лекция будет посвящена самому странному заговору времен правления английского короля Карла II — он произошел во второй половине XVII века и условно называется католическим заговором. История эта замечательна тем, что в ней, как в хорошем детективе, совершенно все не так, каким кажется. Здесь хочется обойтись без спойлеров и сохранить интригу до самой лекции.

Все эти лекции объединяются, с одной стороны, детективно-приключенческой темой, с другой — историей Франции, ведь Карл II провел часть жизни в этой стране; и в-третьих, все эти истории случились в эпоху, которую мы постоянно встречаем в классических приключенческих романах: у Дюма в «Графине де Монсоро» и «Трех мушкетерах», у Вальтера Скотта в «Айвенго» и других произведениях рыцарской литературы. И таким образом мы вернемся к любимым книгам нашего детства и посмотрим на них взрослым взглядом и с точки зрения исторической правды.
  • Иван Квасов
    Не верь глазам своим!
    Как видят мир разные животные? Какие ошибки восприятия позволяют нас обмануть? Почему быки не видят красный, а совы почти не различают цвета? Как выглядят цветки с точки зрения пчелы? Зачем птицам датчики движения? Почему дельфин «видит» тебя насквозь?
    И чем отличается человеческое восприятие мира? Почему мы видим то, чего нет и не замечаем очевидного? Эффект зловещей долины, синдром Аперта и какого цвета платье. И самый главный вопрос: можем ли мы увидеть объективную реальность?
    Давайте поговорим о том, как человек и другие животные воспринимают окружающий мир. Чем отличается реальность совы и бабочки, человека и рака-богомола. Какие способы познания реальности существуют. И почему люди и животные иногда обманываются и совершают когнитивные ошибки?
Также для вас:
Программы «Шатологии»
зимой и весной 2023 года
«СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ФЭНТЕЗИ и РЕАЛЬНОСТЬ» с Екатериной Шульман
и Михаилом Майзульсом, 30 января– 5 февраля, 23
☆ вселенная Толкина ☆
☆ фэнтези как отражение реальности ☆
☆ Средневековье и современность ☆
ВЕСНА В БУРГУНДИИ.22 – 28 апреля и 1 – 7 мая, 2023
☆ цветущие сады ☆ красота ☆ отдых и гедонизм ☆
Условия
Программа пройдет в самом центре Франции — в Бургундии, регионе с богатой историей и обилием удивительных мест!
  • Где жить?
    Старинный замок Сhâteau Le Sallay основан в 1506 году и имеет богатую историю. Сейчас он работает как отель (4*). Великолепные номера (каждый в своем стиле), уютная гостиная с камином, вкуснейший завтрак, тишина, холмы, исторический центр Невер с его достопримечательностями — все будет в вашем распоряжении. В замке есть одно-, двух-, трех- и четырехместные номера, а также комнаты в гостевом доме. Поездка в шато Le Sallay похожа на поездку на старую дачу, где тебя ждут с теплом, вкусной едой и приятными беседами.
  • С кем можно приехать?
    Новый год и Рождество, как ни крути, праздники семейные. Да и тема располагает приехать всей семьей. Однако к нам можно приехать одному или одной. Но можно (и нужно) брать с собой детей и подростков — мы уверены, им тоже будет интересно во время наших разговоров, а также они могут проводить время с вожатыми «Марабу». Хотите приехать с пожилыми родителями? Пожалуйста! Можно даже отправить их сюда одних — мы их встретим, проводим и окружим заботой.
  • Как добраться?
    Если вы прилетите в Париж (аэропорт Шарль-де-Голль) и одновременно с вами прилетят еще несколько участников, то мы можем организовать трансфер до места проведения программы. Индивидуальный трансфер не планируется.

    Приедете вы в Париж заранее или прямо к программе — неважно. В любом случае самый удобный путь — с вокзала Берси добраться до города Невера на поезде (быстрее, чем на машине, всего два часа). Поезд отходит несколько раз в день. От вокзала в Невере до замка обычно добираются на такси (30 €, ехать примерно 15 минут). Если мы узнаем, что одним поездом приезжают несколько гостей, то постараемся сделать так, чтобы они доехали вместе.
  • Сколько стоит?
    В программу включено проживание в отеле, лекции и мастер-классы, завтраки, ужины и совместные поездки.

    Стоимость участия в программе:

    1-местное расселение — 1 750€;
    2-местное расселение — 3 150€;
    3-местное расселение — 4 550€;
    4-местное расселение — 5 850€.

    Стоимость обеда в замке — 25 €.
Отзывы о программах для взрослых
Команда
Проект «Шатология» создан основателями образовательного проекта «Марабу» Екатериной Кадиевой и Сергеем Кузнецовым
  • Екатерина Кадиева
    Основатель проекта
    Психолог, специалист по системной семейной терапии и мультикультуральным семьям, член Европейской Ассоциации Семейных терапевтов, автор множества публикаций. Совладелец шато Le Sallay. Организует, направляет и создает неповторимую атмосферу в замке. Идейный вдохновитель программ «Марабу» и «Шатология». Сооснователь сети частных школ Le Sallay.
  • Сергей Кузнецов
    Основатель проекта
    Журналист и писатель, книги которого переведены на несколько языков («Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и др.), главный редактор проекта «Букник». Предприниматель и отельер. Совладелец шато Le Sallay. Главный кормчий всех программ «Марабу» и «Шатология». Сооснователь сети частных школ Le Sallay.
Вопросы и ответы
Заявка на участие
в программе для взрослых
«Новый год в шато»
2 - 8 января 2023

Ваш E-mail*
Ваше имя*
Ваш телефон*
Количество участников*
Ваша страна*
Комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности