Мария, расскажите, пожалуйста, немного о себе, где вы учились и чем занимались после учебы?
Я окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище по специальности «керамика». Но едва ли не важнее официального образования для себя считаю то обстоятельство, что я выросла в художественной среде. В мастерской родителей я провела все детство. В нашем доме и домах людей нашего круга общения было множество очень интересных вещей, которые в советскую эпоху делали их квартиры невероятно стильными, отличая от безликого жилья большинства людей. Во многом это были вещи старинные, то, что мы сейчас называем винтажем.
Чтобы профессионально заниматься декором и оформлением интерьера, нужны ли какие-то специальные знания, помимо художественного образования?
Конечно, художественное или искусствоведческое образование не будет лишним, но оно не обязательно. Можно развивать вкус и чувство стиля, посещая выставки дизайна, художественные салоны, музеи, читая журналы и, в том числе, гуляя на рынках старинных вещей. Мне приходится бывать в квартирах и домах весьма состоятельных людей, и я могу сказать, что хороший интерьер — это не стоимость обстановки, а вкус и творческий подход ее владельца.
А почему вообще так ценится винтаж? На видео, которое вы прислали для нашего сайта, шары выглядят, словно сделаны сто лет назад. Все это — кракелюр, крашеные чаем кружева, специально состаренная бумага… почему это так мило?
В чем очарование винтажа или вещей, которые выглядят, как винтаж? Думаю, ответ лежит на поверхности: потому что у нас у всех есть какое-то детское воспоминание о старом бабушкином доме, о месте, где нам было уютно, впечатление — пусть даже чужое, с открыток и рисунков — о старинных новогодних елках. По тем же причинам мы любим, например, в поездках пойти в старый город, туда, где сохранилась память времен.
Сейчас очень много людей сами делают что угодно и выкладывают видео со своими работами в сеть. Очень часто это выглядит кустарно. Можно ли этого избежать?
В кустарности я ничего плохого не вижу. Кустарно — не значит плохо, это значит, что вещь сделана руками, она не фабричная, не штампованная. Другое дело, что мы иногда путаем кустарность с дурным вкусом.
Важно, какие цвета ты выбираешь, какие материалы: например, я предпочитаю свои шары делать из деревянных заготовок, а не пластмассовых, потому что на ощупь всегда чувствуется разница. При этом я не сторонник того, чтобы работать исключительно и только со старинными материалами. Например, у меня были знакомые, стремившиеся работать исключительно по технологии эпохи Возрождения — они растирали краски, замешивали их на яичном желтке и т. д. Я люблю смешанные техники, нередко беру новые заготовки, материалы — скажем, современные акриловые краски очень хороши, с ними отлично сочетаются всевозможные эффектные лаки — и к этому добавляю чуть-чуть старинного. У меня большая коллекция вещей, купленных на блошиных рынках — разные детальки, часы, мелочи. Конечно, создать ощущение старины можно и без антикварных деталей, но привносить налет винтажности с их помощью мы все же поучимся.
Раскройте еще секреты — что планируете делать вместе с гостями замка? Вы привезете заготовки с собой? Будет ли сам замок влиять на программу мастер-класса?
Я привезу с собой заготовки и материалы для шаров. Если позволит нам эпидемиологическая обстановка, мы съездим на блошиный рынок и поищем там что-нибудь особенное — какие-нибудь симпатичные кружева.
И я совершенно уверена, что атмосфера замка и окрестностей, природа вокруг, виды полей и ароматы растений, этот французский дух Рождества — все это, конечно, создаст то самое настроение, которое нам поможет в наших работах. И если мы достаточно быстро сделаем такие шары, как на картинках, то в качестве бонуса я покажу еще шары с ботанической росписью — зимними кустами, растениями и ягодами. Мы попробуем порисовать, как настоящие художники, и передать настроение чуда.