— Есть расхожее мнение, что опера — высоколобый жанр для закрытого круга посвященных. При этом мы видим полноценные блокбастерные постановки: в том же «Касторе и Поллуксе» задействована целая плеяда звезд, имена которых на слуху даже у тех, кто не слишком погружается в мир оперы. Значит ли это, что опера становится модной?
Опера в моде последние лет четыреста. Возможно, меняемся мы — и меняется наш взгляд: в последние десятилетия опера много взаимодействует с кино — то есть искусством более демократичным, — а благодаря тем же теле- и интернет-трансляциям виртуально побывать на фестивалях или знаковых премьерах важных оперных домов всего мира смогли люди, которые в другом случае не могли бы себе этого позволить или которым прежде не приходило в голову провести таким образом время. Но разумеется, опера всегда была чем-то шикарным и фешенебельным, признаком статуса: это эталонное великосветское развлечение, в котором причудливо переплетаются дух карнавала и буржуазность. В то же время, несмотря на то, что я восстаю против стереотипа о «высоколобости» оперы, я понимаю, откуда он берется. Современный музыкальный театр требует от зрителя интеллектуального усилия и некоторого опыта, если мы не говорим про потребительские туристические спектакли, которые показывают на летних опен-эйрах, или нарядную консервативную классику, где либретто инсценируется в роскошных костюмах. Современная театральная режиссура — это плотный текст, который может быть полон отсылок к политической реальности наших дней, цитат, связанных с кино или изобразительным искусством, рефлексии о других знаковых постановках той или иной партитуры, режиссерских автоцитат или специфической для каждого режиссера визуальной лексики. В этом смысле, возможно, я соглашусь с вами, что опера — жанр эстетский, «для тех, кто разбирается»; невероятно захватывающе бывает читать рецензии театральных интеллектуалов на значимые премьеры, обнаруживая там те кусочки головоломки, что ты не в силах отыскать сам.