Ляля Кандаурова
Постоянный лектор программ «Марабу» и «Шатология» Ляля Кандаурова рассказывает о музыке так, что не полюбить классику становится невозможно. Профессиональный музыкант, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и аспирантуру по классу камерного ансамбля. Разработала авторский курс по классической музыке и стала автором книг «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику», «Как слушать музыку», «Библейские мотивы. Сюжеты Писания в классической музыке» и «Чему я могу научиться у Сергея Рахманинова», «Фирма. 100 пластинок «Мелодии» (совместно с Денисом Бояриновым). Ляля пишет о музыке для печатных и интернет-журналов и ведет публичные встречи с известными музыкантами, композиторами и дирижерами.
Илья Кухаренко
Музыкальный критик, оперный драматург и продюсер Илья Кухаренко работал в Пермском и Новосибирском театрах, сотрудничал с Дягилевским фестивалем и конкурсом артистов балета «Арабеск». Был куратором проектов «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций и «Кантаты Lab» в Большом театре. Как драматург принимал участие в постановке опер «Тангейзер» Вагнера, «Дон Паскуале» Доницетти и «Русалка» Дворжака (Большой театр), «Риголетто» Верди (Вупперталь, Германия), а также спектаклей «Заводной апельсин» (Театр Наций) и «Маяковский. Трагедия» (Гоголь-центр). Он не только знает все о работе над масштабными театральными постановками, но и умеет увлекательно, иронично и ярко рассказать о том, как стать по-настоящему искушенным зрителем.
Курс Ляли Кандауровой поможет разобраться в двух композиторских системах и приехать на парижские премьеры не просто так, а вполне подготовленными слушателями.
Мы узнаем, как Рихард Вагнер придумал современную оперу, а заодно изобрел то, что мы сейчас называем “медиафраншизой”. И не только ее: дирижер как интерпретатор, композитор как выразитель чаяний нации, театральный фестиваль как концептуальный форум — всё это нам знакомо во многом благодаря Вагнеру.
После общего введения в систему композитора перейдем к исследованию тетралогии “Кольцо Нибелунгов”: будем разбираться в сюжете, смыслах и музыкальном устройстве самого прославленного в истории жанра оперного сериала.
После Вагнера отправимся еще дальше в прошлое, в эпоху французского барокко, и поговорим о музыкальном театре Франции XVII-XVIII вв. Обсудим, почему это — дорогое абсолютистское искусство и театр для глаз, узнаем, почему все всё время танцуют, и разберемся, зачем оперному певцу того времени нужно быть еще и полноценным актером. И, разумеется, будем обсуждать, почему главным оперным мастером своего поколения стал именно Жан-Филипп Рамо — и что такого важного сделал Теодор Курентзис, вернув имя этого композитора в репертуар массового слушателя.
Наконец, мы поговорим о том, как вагнеровский романтизм разрушил фундамент той
гармонической системы, которую описал и практиковал Рамо. Музыка Рамо приятна нашему уху — ее мелодичность мы слышим в современных хитах от ABBA до Высоцкого. Но эпоха Вагнера, эпоха романтизма, поставила под сомнение бесспорность системы Рамо, а к началу ХХ века описанные французским композитором законы гармонии стали и вовсе необязательными. Но почему же мы до сих пор их ищем? Почему реагируем на них радостным узнаванием? Вот и выясним на лекциях.
Как вышло, что театральные опусы Жан-Филиппа Рамо из занудного, но статусного антиквариата XVIII века превратились в репертуарные хиты? Что это за композитор и почему современная повестка прекрасно укладывается в его сочинения для театра? А как режиссеры-леваки обращаются сейчас с Вагнером? Обо всем этом поговорим на курсе Ильи Кухаренко.
Начнем с Жан-Филиппа Рамо: поговорим, что это за композитор и чем он важен помимо оперных партитур. Разберемся, как и почему театр на рубеже ХХ-ХХI вв. нашел в операх-балетах, комедиях-балетах, пасторалях-балетах Рамо идеального союзника. Наконец, пройдемся по «повестке»: вы не поверите, как гладко она ложится на сочинения Рамо.
В связи с Рамо поговорим об очень интересном постановочном тандеме. Как режиссер и дирижер из совершенно разных поколений и бэкграундов познакомились и стали работать вместе? Как менялся режиссерский язык Питера Селларса? А что проповедует дирижер Курентзис? Составим хит-парад их совместных постановок и будем обсуждать предметно…
… а потом перейдем к Вагнеру. Вернее, к ставившим его произведения театральным режиссерам, которых можно описать как грубиянов, леваков и гопников. Ужасно интересно, как обращаются с Вагнером те, для кого антисемитизм и монархизм композитора — красные тряпки: Каликсто Биейто, в постановке которого мы посмотрим «Золото Рейна», — не один такой в современной опере. Попробуем поставить его в ряд других грубиянов-правдорубов театральной режиссуры. И, конечно, поговорим о режиссерской революции 1976-1980 гг., которую устроили композитор-дирижер Пьер Булез и режиссер Патрис Шеро: они так препарировали тетралогию «Кольцо нибелунгов», что публике понадобилось четыре года — как раз от первой до последней части, — чтобы перейти от свиста и скандалов к долгим стоячим овациям.
В общем, сплошной панк-рок под маской оперы, и всё это — в одном курсе.
Времена придворных увеселений Людовика XV-го отстоят от наших почти на четыре столетия, но музыка, которая их сопровождала, оставила немалый след в поп-культуре 20-го века и он заметен по сей день. Музыкальный журналист Денис Бояринов расскажет о том, как призраки сочинений Жана-Филиппа Рамо и Франсуа Куперена проявляются в хитах современных французских музыкантов — от легендарного Сержа Генсбура до электронных звезд Air и Justice.
Наши программы проходят в Бургундии,
регионе с богатой историей и обилием удивительных мест
В стоимость входит: программа лекций, проживание, завтраки и ужины с 8 по 14 февраля, билеты в оперные театры Парижа 14 и 15 февраля.
1-местное расселение — 2850€;
2-местное расселение — 4950€;
3-местное расселение — 6950€;
4-местное расселение — 9050€.*
Не включены: обеды (35€), вино, а также проживание в Париже 14 -15 февраля (самостоятельная бронь).
Заявка на участие
в программе "Две оперы"
с 8 по 15 февраля'25
Задать вопрос
о программе для взрослых
«ДВЕ ОПЕРЫ»
8 – 15 февраля, 2025