ХЭЛЛОУИН
В ЗАМКЕ LE SALLAY
☆ cтрашная литература ☆ Хэллоуин в кино ☆ категория ужаса в философии ☆ жуткий бал в шато
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
26 октября – 1 ноября, 2022
СТРАШНО ИНТЕРЕСНАЯ НЕДЕЛЯ В СТАРИННОМ БУРГУНДСКОМ ЗАМКЕ
с 26 октября
по 1 ноября 2022
от 1325€
В последнее время в людях, к сожалению, все больше прогрессируют негативные чувства: злоба, ненависть, бессилие и страх. Мы решили украсить наш замок в стиле Хэллоуина, который из темного языческого праздника, тесно связанного со смертью, превратился в увеселение, смерть презирающее, и взглянуть на страх и его природу с разных точек зрения. Мы увидим, что страх может полностью изменить человека, а может и уничтожить; узнаем, как бороться со страхом и смеяться над ним; изучим, какие бывают виды страхов — страх за себя и за другого; страх, толкающий на подвиги и заставляющий переступить через себя.
  • Литературный критик Александр Гаврилов расскажет о том, что такое данс макабр, как он возник и почему Пляски мертвых так важны для живых
  • Философ Анна Кигай поведает о категории ужаса в философии, о границах между живыми и мертвыми, и о том, зачем нужны обряды перехода
  • Культуролог, писатель и сооснователь «Шатологии» Сергей Кузнецов расскажет о фильмах ужасов, различных национальных традициях ужаса и об отражении Хэллоуина в кино
  • Дизайнер Юлия Лухт проведет классы по страшному оформлению стен (думаем, это будут постеры)
  • А также: отмечание Хэллоуина, просмотр страшных фильмов на стене замка, невероятные угощения с шефом Ольгой Медведевой, неспешные разговоры у камина, прогулки и поездки по окрестностям, и уютные номера в старинном замке-отеле.
15% от суммы, которую вы заплатите за участие в европейских программах «Марабу» и «Шатологии», будут перечислены в стипендиальный фонд поддержки детей, которые были вынуждены покинуть свои дома в связи с войной в Украине.
ВЕДУЩИЕ
Ведущие наших программ не только досконально разбираются в своем предмете, но и умеют передать искреннюю любовь к нему своим слушателям
Александр Гаврилов
литература
Критик и редактор, литературный деятель, поэт, телеведущий, сооснователь электронной издательской системы Ridero. Один из организаторов Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction и Московского международного открытого книжного фестиваля. Входит в состав жюри многочисленных литературных премий (в том числе — «Большая книга»). Организатор премии «Человек книги», инициатор премии «Бестселлер года», сопредседатель оргкомитета премии «Просветитель».
Анна Кигай
философия
Окончила Институт философии РАН. Магистр философии. Работает в частных школах, выступает в качестве публичного лектора на различных онлайн/офлайн-площадках и радио. Автор циклов лекций по истории философии, специалист по этике Просвещения и переводчик Ж.-Ж. Руссо. Умеет рассказывать о философии так, что она немедленно вырывается из пыльных кабинетов и обретает эмоцию, страсть и жизнь. Является постоянным преподавателем образовательного проекта «Марабу» для детей и «Шатология» для взрослых.
Сергей Кузнецов
культурология
Журналист и писатель, книги которого переведены на несколько языков («Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и др.), Совладелец замка-отеля шато Le Sallay. Сооснователь образовательного лагеря «Марабу», «Шатология» и сети школ смешанного формата обучения Le Sallay. В прошлом — кинокритик и до сих пор — большой ценитель и знаток кинематографа. В рамках собственных проектов читает лекции детям, подросткам и взрослым на самые разные темы.
Юлия Лухт
дизайн

Учится на направлении «Коммуникационный дизайн» в НИУ ВШЭ, 11 лет занимается керамикой, учит детей и взрослых лепить. В качестве дизайнера сотрудничает с петербургскими НКО. В детстве занималась олимпиадной математикой, считает, что многие недооценивают связь математики и искусства. Летом 2022 года была главным математиком смены и вела классы по созданию постеров в детском «Марабу в Америке».

Специальный гость
Ольга Медведева
шеф-повар
Фудблогер, финалистка «Адской кухни» (телеканал «Пятница»), дипломированный кондитер Барселонской школы L’Atelier и наш давний друг. Она прекрасно готовит и не менее прекрасно учит как это делать всех желающих.
ПРОГРАММА
Мы придумываем наши программы так, чтобы вы с восторгом рассказывали о них всем своим знакомым
Лекции ведущих проекта «Шатология» рассчитаны на взрослых. Но подростки 11–12-ти лет вполне могут присутствовать и, мы уверены, им тоже будет интересно. Если ваши дети не хотят ходить на лекции или они совсем маленькие, их займут профессиональные вожатые «Марабу». В мастер-классах (если они есть в программе) и поездках, конечно, принимают участие все гости любого возраста. Пожалуйста, уточняйте состав и возраст участников при подаче заявки, наш менеджер ответит на все ваши вопросы.
Мы оставляем за собой право менять программу и состав ведущих, при этом количество лекционных часов и высокое качество программы остается на прежнем уровне.
Сергей Кузнецов о программе «Хэллоуин в замке Le Sallay» в целом
Итак, программа посвящена Хэллоуину. Мы в шато часто проводим разные сезонные мероприятия: зимой у нас одно Рождество, другое Рождество и Новый год; весной — традиционные французские броканты и цветущая майская Бургундия. И теперь мы решили провести «Шатологию» на Хэллоуин, потому что это тоже праздник, который многие любят и отмечают. И, главное, о нем очень интересно разговаривать.
С одной стороны, сам по себе Хэллоуин — изначально праздник не про страшное, а про пересечение границы между жизнью и смертью. Про мертвых и живых, которые могут в этот день как-то между собой коммуницировать и общаться. Поэтому мы позвали нашего постоянного лектора, философа Анну Кигай обсудить категорию ужаса в философии, вопрос отношений живых и мертвых, вообще отношение к смерти в культуре, а также поговорить, зачем нужны обряды перехода и праздники вроде Хэллоуина. Это такая серьезная тема.

С другой стороны — и так устроено общество в целом, — за последние сто лет Хэллоуин плавно трансформировался из страшного праздника, посвященного мертвым, в праздник, посвященный страху (желательно не очень сильному). И поэтому мы будем говорить о страхе: еще один наш любимый лектор Александр Гаврилов будет рассказывать про страшное в литературе, а я расскажу про страшное в кино. 

Мы поговорим, конечно, про фильмы под названием «Хэллоуин» — благо их много, вообще про слэшеры (слэ́шер (от англ. slash, «удар с плеча, рубить») — поджанр фильмов ужасов, где убийца-психопат убивает некоторое количество людей, обычно подростков), про то, какие бывают фильмы ужасов, — тут много тем. И, возможно, если погода не подведет, мы устроим кинотеатр под открытым небом и посмотрим какой-нибудь старый фильм ужасов прямо на стене замка Le Sallay, как мы уже однажды смотрели «Носферату». И сам просмотр, и выбор фильма мы обсудим на месте с участниками программы.

Еще у нас, как всегда на взрослом проекте, будут мастер-классы. Мы зовем прекрасного специалиста, с которой мы работали в Америке этим летом на детском «Марабу» — художника и дизайнера Юлию Лухт, которая будет вместе с участниками программы делать что-то похожее на постеры к кинофильмам. Мы делали такое с детьми в «Марабу», это было потрясающе. Представьте такие плакаты про Хэллоуин или фильм ужасов!

И, конечно, у нас будет кулинарная часть — шеф Ольга Медведева, прекрасный повар, с которой мы уже давно работаем и которая восхищала наших гостей на весенних программах. Оля вместе с участниками будет готовить нечто специфически-хеллоуинское (может быть, страшное и черное, а может, что-то жутко-веселое из тыквы — она сама расскажет чуть позже). В любом случае традиция еды на Хэллоуин у нас тоже уже есть.

Что касается поездок — мы пока не планируем ехать куда-то далеко, потому что все же экскурсия должна быть связана с темой программы, ну и конец октября — это погода, которая выглядит красиво из окна гостиной с камином. Но если мироздание будет нам благоволить, мы куда-нибудь, конечно, съездим в окрестностях замка. В Le Sallay и вокруг всегда есть о чем поговорить и что показать.

Мы очень соскучились по гостям и ждем всех, кто сможет до нас добраться, с родителями, друзьями, семьями, с кем угодно — мы будем страшно рады! 
Александр Гаврилов о том, что такое данс макабр, как он возник и почему Пляски мертвых так важны для живых
Известно, что данс макабр как явление возник в XV веке в результате кризиса общества, вызванного эпидемией чумы и военными конфликтами, так что тема осенней «Шатологии» как никогда актуальна.

Абсолютно. Но вообще — и об этом я буду рассказывать в своем курсе — человечество всегда нуждалось в некоем урегулировании отношений с мертвыми. Об этом, кстати, у Сережи Кузнецова, владельца шато Le Sallay, есть цикл романов под названием «Живые и взрослые», который с одной стороны — пародия на жанр пионерского героического советского романа, а с другой стороны — развитие темы общения с загробным миром и беспокойными мертвецами.

Так вот, человечество с самого начала своего культурного существования нуждалось в урегулировании отношений с мертвыми и со смертью как таковой. И здесь важно отметить, что идея о загробном царстве как месте блаженства относительно поздняя. Она принадлежит ранним векам развития христианства, и оттуда перескочила в ислам, но до того — многие столетия — человечество ничего такого не думало. Загробный мир, конечно, существовал, но стремиться туда не было никаких оснований. Зато если мы посмотрим на древнегреческие мифы, то там всегда есть мотив возвращения с того света и попытки пройти туда из мира живых.

Если мы посмотрим на европейские практики — те, что сохранились на территории Европы от гораздо более древних верований — мы увидим, что в них есть идея не просто открытости границы между мирами, а взаимопроникновения, и даже возможности паразитирования на этом проникновении. Например в мистических течениях иудаизма и деревенском православии есть твердое убеждение, что, если отслужить обряд как по мертвому для человека, который еще не умер, или находится в тяжелой болезни, то это обманет смерть. Смерть решит, что человек уже умер, и больше за ним не придет. И такой обряд может использоваться в том числе как практика долголетия. То есть, что нужно сделать, чтобы жить долго и счастливо? Для начала — умереть.

Кроме того, что живой может спрятаться между мертвыми, мертвые тоже могут прятаться между живыми. И об этом – весь комплекс трансильванских и западнославянских легенд и сказаний о вурдалаках, упырях, вампирах. Это все мертвые, которые почему-то живут между людьми.

И питаются живой кровью и плотью.

Да. Вообще, мысль, что мертвые утаскивают живых в смерть, есть у многих народов. И у народов крайнего севера, и у американских индейцев, и в греческих сказаниях. Так что упыри в этом смысле не оригинальны, они ведут себя примерно как те древнегреческие мертвецы, которые ползли из могил и пожирали живых.
В раннем христианстве тоже была очень ясная идея, что смерть – для лузеров. Настоящие пацаны не умирают. Вот Христос не умер и нам велел – и в этом смысле христианство тоже преодолевает границу между мирами.

Средневековое христианство с его напряженной, насыщенной этической проповедью добавило новые смыслы на стыке проницаемости границ и взаимной акторности мертвых и живых. Там уже есть концепция о том, что если будешь вести себя хорошо – обретешь жизнь вечную (смертию смерть поправ), а если будешь плохо себя вести — не только умрешь, но и «на Страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками», цитируя замечательного украинского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Постепенно мысль о том, что ад властен над людьми, которые нарушают этический канон европейского христианства, набухает — и тем больше, чем дальше. Если мы посмотрим на иконографию Страшного суда — которая вообще-то изначально египетская: бог взвешивает добрые и недобрые дела и отправляет человека туда или сюда по делам его — то увидим, как она наполняется адом и его всесилием. На картинах Босха это все необыкновенно изобретательно и ярко отражается.

Даже в современных росписях церквей в Сербии и России мы увидим немыслимые изображения ада, который пастью своей пожирает разных заговорщиков и предателей: Михаила Сергеевича Горбачева, Слободана Милошевича, преступных генералов и лживых епископов, и дальше по широкому списку.

Идея власти ада над грешниками таким образом постепенно все больше смещается внутрь жизни. И появляется сам канон Пляски смерти — Danse Macabre: хоровод, в котором пляшут только и исключительно страшные грешники, и среди них – короли, судьи, церковные иерархи, лжецы, клятвопреступники, жертвы собственной похоти и так далее. И танцуют они с такими миленькими шкелетиками — я непременно покажу много таких картинок. Традиция эта, начавшись в раннем средневековье, никогда не затихала, и по сей день изображения такие производятся в огромном количестве. 

Но если мы отвлечемся от хоровода со скелетами, мы обнаружим множество удивительных феноменов. Например, замечательный цикл Блока «Пляски смерти», который, с одной стороны, очень известен, внутри него находится одно из, быть может, самых известных стихотворений Блока — «Ночь, улица, фонарь, аптека»; при этом ни про само стихотворение, ни про этот цикл никто как правило не задумывается – а что это все значит? И вот на курсе мы займемся, среди прочего, медленным чтением Блока. Я очень люблю со взрослыми медленно читать очень известные стихи, потому что это с одной стороны очень душевно-питательная деятельность, а с другой стороны позволяет взломать собственные ресурсы памяти и понимания.

Также мы посмотрим на практику разного типа маскарадов и карнавалов. Маска ведь сама по себе является основой древнего погребального обряда — она нужна, чтобы душа узнала мертвеца, когда его плоть истлеет. Маскарады — то есть надевание живыми масок — это, конечно, тоже практика работы со смертью, эпидемиями и так далее. В этом смысле то, как Европа и Северная Америка ответили на эпидемию надеванием масок — это предельно традиционная реакция общества: «мы наденем маски и смерть нас не найдет». Существует также множество обрядов, доставшихся народам Европы от кельтов, и связанных так или иначе общением с мертвыми и миром мертвых — и я буду рассказывать о таких обрядах в современном европейском обиходе.

И, разумеется, Хэллоуин — это натурально праздник восставших мертвецов. Если уж мы его празднуем, то давайте понимать, что именно мы празднуем. Хэллоуин сегодня, конечно, немножко спрятался за переваривающей мощью американского капитализма и его культурной апроприацией. Но есть прямая связь между культурой карнавала и традицией данс макабра, и она в вопросе – кто же такие плясуны с мертвыми? Как относится зритель и автор тех смешных картинок, на которых изображены пляшущие короли, епископы и другие богатеи в бесконечном хороводе смерти? Автор не только ужасается, но и смеется над ними: гляди-ка, вчера еще тебя должны были бояться, а сегодня скелеты пляшут вокруг тебя, смешно размахивая сухими косточками. И в этом смысле Хэллоуин в его нынешнем варианте наследует этой традиции европейского данс макабра и является одним из его комических воплощений.

Что именно будет использовано на курсе в качестве материала?

Я буду стараться на каждом занятии рассматривать какой-то культурный феномен — где-то это будут тексты, где-то — иллюстрации или современная обрядность. Мы попробуем коснуться вообще работы с традицией: например, того, каким образом кельтская традиция, расползаясь по территории Европы и сталкиваясь с новыми культурными практиками, порождала хорошо знакомые нам культурные феномены. И Хэллоуин, где наслаивается одно на другое — кельтские, христианские традиции и обычаи пост-христианского, секулярного мира — как раз об этом. Песни, пляски, стихи и картины, многие из которых все уже видели, но не смотрели внимательно.
Анна Кигай поведает о категории ужаса в философии, о границах между живыми и мертвыми, и о том, зачем нужны обряды перехода
Философ Анна Кигай уже не раз принимала участие в наших детских и взрослых программах. И, конечно, мы не могли не позвать Анну снова, потому что с кем же разговаривать о жизни и смерти, как не с философом? И вот что ждет участников программы «Хэллоуин в замке Le Sallay» на ее программе.

***

В этот раз мы окажемся в замке в тот сакраментальный момент года, на который в разных культурах приходится много праздников, посвященных потустороннему миру — День всех святых или просто День мертвых. Универсальные с географической и культурной точек зрения, подобные праздники показывают нам, насколько важную роль загробный мир играет в человеческой жизни. 

Казалось бы, должны существовать очень четкие границы между живыми и мертвыми — но нет, и очевидно, что мы соприкасаемся с миром иным довольно часто и много. Для нас сейчас неважно, существует ли на самом деле загробный мир или нет; для нас в этой истории важно, что тема перехода в ритуалах и обычаях очевидна и легко читается. И если посмотреть на эти ритуалы, то окажется, что часть из них связана с расставанием — любому сообществу в какой-то момент необходимо прожить эту сепарацию с умершим, осмыслить отчуждение одного из членов сообщества. 

Но есть и другие ритуалы, которые мне кажутся еще более интересными, они касаются собственно перехода из одного мира в другой. Переход этот во всех культурах считался весьма сложным, и любая возможная помощь здесь, кажется, не помешала бы. С этим зачастую и связаны наши обычные обряды похоронного типа: снабдить мертвого деньгами, одеждой, способом перемещения (коня, например, или ладью положить в могилу); в некоторых случаях живые стараются сразу передать на тот свет все имущество умершего и всю его семью в качестве сопровождающих, чтобы человеку там было не грустно и не одиноко. 

И, если вернуться к теме годовых циклов, праздники такие зачастую связаны со временем урожая, временем перехода всего живого сообщества из состояния тепла и света в какое-то совершенно иное существование — в темноту, холод и, возможно, отсутствие еды, — в зиму. Но хочешь не хочешь, а это время нам как-то нужно будет прожить, и мертвые могут стать в этом подмогой и подспорьем — а могут, наоборот, оказаться вечными врагами, которых мы не успели задобрить. И здесь буквально в языке укореняется неразрывная связь жизни, еды и смерти и проявляется в образе жнеца. Ведь жнец — это, конечно, не только тот, кто собирает урожай, но это и мрачный жнец, тот, кто переводит или забирает живых в мир иной.

На программе мы как раз такими вещами и займемся: попробуем разными любопытными способами поисследовать границы, поразмышлять, по заветам Фрейда, о том, как связаны человеческие стремления к смерти и к жизни — либидо и танатос, как они переплетаются в нашей культуре, нашем сознании и нашем бессознательном. 

И, конечно, одна из базовых эмоций, связанных с тематикой Хэллоуина, с идеей соприкосновения с мертвыми — это тема ужаса. Ужас вообще очень интересная эмоция для философии. Еще в античности было сказано, что философия начинается с удивления. Но если вдуматься, то ужас — это ведь одна из форм удивления. Когда мы обнаруживаем нечто совершенно нам незнакомое, чуждое и иное, то в позитивном ключе это может быть радостное удивление. А при встрече с чем-то, что невозможно себе представить и помыслить, возникает как раз эмоция ужаса. И поэтому философия начинается не только с удивления, но и с ужаса — это момент, когда человеческое сознание начинает открываться, чтобы вместить в себя те мысли и размышления, на которые вообще-то практически не должно быть способно. Но тем не менее вмещает — и даже оказывается способно принять и выразить этот ужас в каком-то процессе, ритуале или даже празднике.
Шеф-повар Ольга Медведева о страшной кухне на своих мастер-классах
Осенняя пора… одно из лучших времен года. Подготовку начнём с осенних даров, что даёт нам регион: корнеплоды, благородные лесные грибы, фрукты и конечно же тыквы! Символ праздника мы будем перевоплощать в «страшные» украшения и делать из них фонари. 

Испечем сладких летучих мышей, пауков, черных кошек и ведьмины пальцы! Приготовим закуски с глазами, кровавый гуакамоле и зловещий салат «Цезарь». Волосы ведьмы — черные спагетти с каракатицами тоже ждут нас на программе. 

Приворотное зелье-пунш также будет согревать и сопровождать нас на протяжении всего времени наших кулинарных «злодеяний»!
Дизайнер и математик Юлия Лухт займется с гостями созданием постеров к фильмам ужасов
Мой курс на хеллоуинской программе будет посвящен созданию постеров. Курс будет зависеть от пожеланий участников. Я уверена, что разные гости или группы гостей смогут создать совсем непохожие друг на друга вещи. Мы обсудим не только постеры, но и логотипы, шрифты и книжные обложки — всё это можно использовать как инструмент в дизайне.

Почему именно такой курс? Потому что многие чувствуют в себе творческий потернциал, и мне хочется объяснить, что создавать искусство, творить возможно с бесконечным количеством разных материалов. С красками проблема в том, что люди, которые не учились рисованию, часто не решаются сделать первый мазок на листе. С бумагой всё гораздо проще: можно оторвать фрагмент, посмотреть, как это будет выглядеть, приложить, убрать, раскрасить, вырезать. Мы будем работать с разными материалами и будем стараться избавиться от скованности и страха белого листа. Мне кажется, важно показать людям, что для раскрытия своего художественного потенциала нужно не бояться делать то, что тебе хочется, экспериментировать и добиваться цели разными средствами.
Условия
Программа пройдет в самом центре Франции — в Бургундии, регионе с богатой историей и обилием удивительных мест
Где жить?
Старинный замок Сhâteau Le Sallay основан в 1506 году и имеет богатую историю. Долгие годы шато работает как отель (4*). Великолепные номера (каждый в своем стиле), уютная гостиная с камином, вкуснейший завтрак, тишина, холмы, исторический центр Невер с его достопримечательностями — все будет в вашем распоряжении. В замке есть одно-, двух-, трех- и четырехместные номера.
С кем можно приехать?
К нам можно приехать одному или одной. Но можно (и нужно) брать с собой друзей, семью, детей и подростков. Мы уверены — им тоже будет интересно во время наших разговоров. Хотите приехать с пожилыми родителями? Пожалуйста! Можно даже отправить их сюда одних — мы их встретим, проводим и окружим заботой.
Как добраться?
Если вы прилетите в Париж (аэропорт Шарль-де-Голль) и одновременно с вами прилетят еще несколько участников, то мы можем организовать трансфер до места проведения программы. Индивидуальный трансфер не планируется. Приедете вы в Париж заранее или прямо к программе — неважно. В любом случае, самый удобный путь это с вокзала Берси добраться до города Невер на поезде (быстрее, чем на машине, всего 2 часа). Поезд отходит несколько раз в день. От вокзала в Невере до замка обычно добираются на такси (€30, ехать примерно 15 минут). Если мы узнаем, что одним поездом приезжают несколько гостей, то постараемся сделать так, чтобы они доехали вместе.
Сколько стоит?
В программу включено проживание в отеле, лекции и мастер-классы, завтраки, ужины и совместные поездки.
Стоимость участия в программе:

1-местное расселение — 1 500 €;
2-местное расселение — 2 700 €;
3-местное расселение — 3 900 €;
4-местное расселение — 5 300 €.

Стоимость обеда в замке — 25 €.
Отзывы о программах для взрослых
Команда
Проект «Шатология» создан основателями образовательного проекта «Марабу» Екатериной Кадиевой и Сергеем Кузнецовым
Екатерина Кадиева
Основатель проекта
Психолог, специалист по системной семейной терапии и мультикультуральным семьям, член Европейской Ассоциации Семейных терапевтов, автор множества публикаций. Совладелец шато Le Sallay. Организует, направляет и создает неповторимую атмосферу в замке. Идейный вдохновитель программ «Марабу» и «Шатология». Сооснователь сети частных школ Le Sallay.
Сергей Кузнецов
Основатель проекта
Журналист и писатель, книги которого переведены на несколько языков («Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и др.), главный редактор проекта «Букник». Предприниматель и отельер. Совладелец шато Le Sallay. Главный кормчий всех программ «Марабу» и «Шатология». Сооснователь сети частных школ Le Sallay.
Вопросы и ответы
Что приготовила «Шатология» на осень 2022 года?
Château Le Sallay построен в 1506 году и имеет очень интересную историю, а сейчас сертифицирован как четырехзвездочный отель. Уже более пяти лет им владеют психолог Екатерина Кадиева и писатель Сергей Кузнецов, которые с командой замка делают все, чтобы гостям было уютно. С декабря 2018 года в шато проходят образовательные программы для взрослых: участники приезжают отдохнуть, насладиться тишиной, местной кухней, вином и послушать лекции ведущих экспертов разных областей.

В конце октября 2022 года нас ждет удивительная программа: мы не просто отметим Хэллоуин в настоящем средневековом замке, но и послушаем лекции на тему страха и ужасов в литературе, кино и философии. Мягкая и влажная осень Бургундии будет способствовать настроению программы. После освежающих прогулок среди фермерских полей, вдалеке от больших городов, шума машин и поездов, будет максимально приятно возвращаться в шато, сидеть у камина и разговаривать.
Как организован трансфер до замка?
Если вы прилетите в Париж (аэропорт Шарль-де-Голль) и одновременно с вами прилетят еще несколько участников программы, то мы можем организовать групповой трансфер до места проведения программы. Индивидуальный трансфер не планируется, тем более что его цена сопоставима с ценой такси от аэропорта в Париже до замка под Невером.

С парижского вокзала Берси на поезде можно добраться до города Невер за два часа — даже быстрее, чем на машине. Поезд отходит несколько раз в день, каждые два-три часа. От вокзала Невера можно доехать до замка на такси примерно за 30€ и 20 минут. Если мы узнаем, что одним поездом приезжают несколько гостей, то постараемся сделать так, чтобы они доехали до шато вместе.

Пожалуйста, свяжитесь с нами (можно оставить заявку; воспользоваться кнопкой «Вопрос» на этом сайте или написать на info@marabou.club), и наш менеджер все вам подробно объяснит про дорогу.
Как будут жить и питаться участники программы? Что с бытовыми условиями?
Участники, ведущие и вожатые (если кто-то приедет с детьми) будут жить в комфортабельном четырехзвездочном отеле, расположенном в старинном замке. Там же будут проходить учебные занятия, а на прилегающей территории в 4 гектара можно погулять и подышать свежим воздухом.

Участники будут жить в просторных комнатах на 2–4 человека (от 20 до 40 м²). Возможно одно-, двух-, трех- и четырехместное размещение. Для маленьких детей мы предоставим дополнительную кровать.

Что касается еды, то в стоимость программы входит двухразовое питание: завтрак и ужин, столы будут сервироваться в ресторане отеля. Вызвав такси и за 10-15 минут доехав до городов Невер или Маньи-Кур, вы можете посетить местные рестораны и кафе.
Вы пишете, что можно приезжать с детьми. На какой возраст рассчитана программа?
Программа рассчитана на взрослых. Но подростки (12+) тоже вполне могут посещать лекции, мы уверены, что им будет интересно. Младших детей займут наши вожатые, а для малышей можно найти бебиситтера. В любом случае, программа может быть скорректирована в зависимости от состава участников. Все подробности можно индивидуально обсудить с нашим менеджером.
Каким образом будет осуществляться забота о безопасности?
Проект «Шатология» всегда придерживается самых высоких стандартов безопасности. На огороженной территории отеля во время проведения программы нет никого, кроме сотрудников «Шатологии» и персонала гостиницы. Разумеется, мы неукоснительно соблюдаем и правила COVID-безопасности, которые предъявляет регион.
Если кто-то из приехавших не будет ходить на лекции, ему не будет скучно?
Во-первых, образовательная часть будет проходить в виде беседы, диалога, где будет интересно присутствовать всем. Конечно, если кто-то захочет прогулять лекцию или не захочет принимать участие в мастер-классе — неволить мы никого не будем. Человек может просто пойти гулять, может взять такси и отправиться в Невер или Маньи-Кур (города неподалеку), может, в конце концов просто расположиться с книгой в номере или в парке отеля. Но на данной программе специальных ценовых условий для таких гостей у нас не предусмотрено.