«Это идея идеального театра: ведь никто не захочет себе воображать плохие спектакли, неудачные постановки или не талантливую игру актеров»
Полина Михайлова о том, что они с Арсением Эпельбаумом будут делать на программе «Хеллоуин в шато Le Sallay».
Театр «Тень»
Театр «Тень» был основан в 1987 году Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом. Это родители моего мужа, Арсения Эпельбаума. Мы — второе поколение театра «Тень» и продолжатели его славных традиций. Я — актриса театра «Тень» и главный менеджер, а Арсений — режиссер.
С момента открытия было сделано очень много спектаклей, и важно, что все они всегда были абсолютно разными. Потому что это — яркий пример авторского театра, где жанровые рамки (и вообще какие-либо рамки) определяются только тем, что интересно делать его создателям. А поскольку делать каждый раз было интересно разное, то и спектакли совсем-совсем не похожи друг на друга. Театр довольно быстро стал известным, и за время существования нашего театра мы получили десять премий «Золотая маска» (высшая национальная награда России в области театра — ред.) и объездили с гастролями весь свет — от Канады до Тайваня и Японии.
Спектакли
За годы существования нашего театра спектаклей было сделано много, и все они имеют нестандартный формат — большое количество наших наград, премий, «Золотых масок» было получено в области «Эксперимент».
Расскажу про несколько самых громких спектаклей из нашей истории, которые зрители могут знать. Прежде всего это нашумевший проект «Гастроли Большого Королевского Академического Народного Лиликанского театра драмы, оперы и балета имени Гальбастро Монмарена Гирдайло-Шефина, бессмертного короля Лиликании, да продлятся дни его вечно». Была придумала большая мистификация о том, что некий народ маленьких лиликан приехал в Москву на гастроли и показывает нам свои спектакли в собственном театре, который они привезли с собой. Поскольку рост лиликанина — всего шесть сантиметров, то Большой Королевский Лиликанский театр — приблизительно полтора метра высотой. И очень быстро оказалось, что суть даже не в том, что лиликане показывают нам какие-то определенные спектакли, а в том, что лиликанское общество устроено значительно лучше нашего с вами и нам много чему стоило бы поучиться у лиликан, — то есть лиликанские проекты носят характер культурной гуманитарной помощи. Поэтому в рамках этого проекта работали очень многие велипутские — то есть наши с вами —художники и режиссеры, например, Анатолий Васильев, Тонино Гуэрра,
Николай Цискаридзе, Петр Фоменко, Евгений Гришковец, Сергей Юрский и т. д., список очень большой. Лиликанский проект получил за разные спектакли четыре «Золотых маски».
Другой известный проект — спектакль «Апокалипсис». Если лиликанский спектакль играется обычно для пяти зрителей (вообще камерная атмосфера — отличительная черта нашего театра), то «Апокалипсис» игрался для одного зрителя, индивидуально. Зритель сидел перед хитро придуманной зеркальной ширмой и видел свое отражение. Но при этом он видел руки актера, который манипулировал спичечными коробками. Каждая сцена разыгрывалась в спичечном коробке и длилась, пока горит одна спичка. Перед зрителем проходила вся история апокалипсиса, и очень быстро у него возникала иллюзия, что это — его собственные руки, которые творят этот мир и его же уничтожают…
«Театр Воображения»
Мы поговорим про последний проект Ильи Эпельбаума — «Театр воображения». Это уже совсем экспериментальный проект, который исследует границы театра, того, что может быть театром, и почему театр — это Театр. В «Театре воображения» нет ни сцены, ни декораций, ни других привычных атрибутов театральной постановки — вообще, в принципе, ничего нет. Спектакли разыгрываются в воображении каждого зрителя, а мы только помогаем ему что-либо себе представить. Это такая идея идеального театра, никто ведь не захочет себе воображать плохой спектакль, неталантливую игру актеров, неудачную постановку — в «Театре воображения» этого просто нет, потому что мы воображаем себе лучший из миров.
В этом проекте также участвовали многие наши друзья: Анатолий Васильев, Тонино Гуэрра, Александр Бакши специально создал для нас оперу, Лев Рубинштейн написал тексты для двух спектаклей.
На «Шатологии»
В рамках осенней встречи мы с Арсением расскажем историю театра «Тень», опишем наш путь, почему и как все получилось, покажем отрывки из разных архивных спектаклей, которые уже нигде нельзя увидеть, в том числе теневых спектаклей, с которыми мы объездили весь мир. А потом мы устроим вечер «Театра Воображения», чтобы участники могли пережить этот странный и удивительный экспириенс. Как происходит спектакль? На экран проецируется некий текст — он описывает и то, что происходит на сцене, и то, что зритель думает про это, и даже то, как он должен на это реагировать. То есть это и пьеса, и ремарки, и кое-что еще. Все это сопровождается фонограммой, а все вместе, при коллективном просмотре, с комментариями конферансье дает вот такой странный театральный эффект, хотя в общем-то ничего не происходит.
Мы все вместе погрузимся в театральный эксперимент и посмотрим, что мы сможем себе вообразить.