Программа «Шатологии» в Бургундии на новогодних каникулах будет посвящена традиции рождественской магии. Как появилась идея сделать такую программу?
Мы с Катей Кадиевой (сооснователь «Марабу» и «Шатологии») еще некоторое время назад обсуждали, как было бы хорошо сделать взрослую программу в Бургундии, в той зиме и природе. Захотелось сделать что-то хтоническое, а хтоническое — это, естественно, и магическое, и дионисийское. Решили, что было бы интересно поговорить именно об этом.
Откуда вообще берется традиция рождественской магии?
Христианство — религия, которая изначально магию отрицает. Все это хтоническое и магическое — очень страшное, это все бесы. При этом то же христианство — в первую очередь раннее — несет в себе очень много ритуалов разных народов, в которых магическое преобладает. Особенно это касается рождественских ритуалов. Здесь смыкаются две традиции — языческая и христианская.
В языческой рождество — это день рождения солнца. Христиане же не знали реального дня рождения Иисуса. Этот праздник был перенесен на 25 декабря римским императором Константином, который был поклонником солнца и пытался совместить гелиопоклонничество с христианством. Поэтому он и перенес день рождения Иисуса на день рождения солнца.
В то же время эта дата — время, когда день самый короткий, а ночь самая длинная, и, соответственно, тьма наиболее мощна. А это и есть то хтоническое, о котором мы говорим. Все силы темные бесятся: ведьмы, бесы, домовые, лешие и т. д. С ними в этот момент можно при помощи разных ритуалов попытаться вступить в связь, заключить договор. Оттуда идет и гадание, и разные другие ритуалы, и в целом традиция рождественской магии.
В описании вашего курса говорится о том, что вы собираетесь провести мастер-класс по созданию своего ритуала. Как это будет происходить?
Не хочется спойлерить, но мы понимаем, как устроены ритуалы. В них есть набор действий, связанных определенными смыслами. Целая серия понятных, обязательных элементов, повторяющихся в разных культурах. Любой ритуал, в общем-то, можно воссоздать и понять его истоки. Мы будем это делать именно для того, чтобы понять, как работают различные ритуалы, и проходить по всей цепочке необходимых действий.
Вы только что вернулись из замка Le Sallay. А раньше вы когда-нибудь раньше преподавали в замке?
Читать курсы до этого именно в замке мне не доводилось, но бывало, что я читал лекции в довольно старых объектах. Это, конечно, интересно и дает тебе возможность отсылаться к окружающим интерьерам.
Например, в Москве есть такой культурный клуб «Римский-Корсаков». Он находится в особняке XIX века, и там как раз сохранились все интерьеры, которые делал еще Шехтель. Когда читаешь там какую-то лекцию про те времена, сразу, конечно, хочется сделать отсылку: «А вот посмотрите, вокруг нас».
Когда я ехал в Бургундию на детскую смену «Эпоха Просвещения», для меня самым важным ощущением было предвкушение жизни в замке. Но на месте все немного изменилось — самым важным стал пейзаж. Холмы, ручей, бургундские коровы, фермерские дома, дворцы, замки, живые изгороди, небо — это создавало атмосферу «Марабу». Теперь мечтаю увидеть все это в зимнем варианте!
В любом случае, у меня есть чувство, что именно там нужно говорить о чем-то хтоническом, сказочном и очень страшном, в хорошем смысле этого слова.