Есть общества, где существует несколько типов отцов: есть биологический отец, а есть социальный, и нередко это разные люди. Например, у некоторых индейцев Амазонии — там очень тяжелая жизнь, племена находятся на грани вымирания, и ребенок имеет гораздо больший шанс дожить до совершеннолетия, если какой-то еще мужчина будет приносить в семью рыбу или мясо либо возьмет на себя ответственность, если основной отец умрет. Поэтому девушка, забеременев, перечисляет перед всей деревней своих сексуальных партнеров (может быть, и вымышленных). Соответственно, тот, кто назван вторым (или третьим, или пятым) отцом, должен отдавать «алименты» (рыбой или помощью). Отказаться он не может — в этом случае его заклеймят как плохого и жадного любовника. Это страшное проклятие, и проще отделаться рыбой, иначе сексуальная карьера этого мужчины остановится.
Но вообще почти любому обществу нужно много активных, хорошо образованных взрослых, которые могли бы заботиться о детях. Поэтому мужчина или женщина, которые не имеют своих детей, а вкладываются в воспитание детей партнера, брата, сестры — это хороший, правильный взрослый с точки зрения эволюции. На этом основана одна из теорий закрепления институтов гомосексуальной связи в человеческих обществах: важно наличие взрослых, которые, не имея своих детей, будут вкладываться в воспитание чужих.
Есть ли связь между интенсивностью переживаний и разрешением на открытое проявление эмоций?
Есть хорошая монгольская поговорка: «Как бы внутри огонь ни горел, дым из ноздрей выходить не должен». В одних культурах учат сдерживанию эмоций в повседневности. В других культурах их можно проявлять исключительно в ритуальном аспекте, то есть поплакал или попел частушки на похоронах или свадьбе, и хватит. Ну и, соответственно, есть культуры, где контроль над чувствами ослаблен.
Для социальной антропологии здесь важен вопрос «Зачем?». Зачем возникли ритуалы или запреты, и какие бонусы они приносят данному сообществу? Например, регуляция эмоций очевидно полезна. Возьмем похороны в северной русской деревне и даже шире — у восточных славян. На похороны приглашают специальную плакальщицу, которая завывает, устраивает так называемый «покойнишный вой», и все должны выть. Она перестает — и все перестали. Зачем это надо? Эта женщина выполняет важную функцию — она регулирует эмоции, указывает, сколько и как плакать. Потому что если человек будет постоянно плакать и действовать под влиянием горя, то, скорее всего, оставшиеся на его попечении дети умрут от голода. Чтобы такого не происходило, эмоции должны регулироваться. Должно быть время их выражения — желательно коллективного, в пространстве ритуала. А в оставшееся время надо их контролировать, чтобы выживали слабые и зависимые.
Получается, когда вопрос выживаемости стоит не так остро, то можно меньше контролировать эмоции?
Грубо говоря, да. Но есть одна интересная зависимость: в самых разных странах, от Древнего Рима до Японии, чем статуснее и иерархичнее общество, тем, как правило, лучше в нем контролируются эмоции. Мы все что-то знаем про самураев — из кино Куросавы, из книг, — но ровно так же жили французские аристократы XVII века: они должны были виртуозно управлять эмоциями, виртуозно флиртовать, при этом никогда не проявлять свои подлинные чувства. И на владении чувствами строилось некоторое отличие «нас» от «других».
Но идея, что мы свободно выражаем свои чувства — иллюзия. Они у нас, образованных европейских людей начала XXI века, гораздо меньше привязаны к определенным ритуалам, но это не значит, что мы полностью свободны. У нас тоже существует много запретов и жестких предписаний.
Вы сказали, что в некоторых странах широко улыбающийся человек воспринимается как дурак или притворщик. Почему?
Когда я в 2004 году поехала в Принстон на стажировку, одна знакомая дала мне ценный совет. «Улыбайтесь, — сказала она, — улыбайтесь изо всех сил». Русские с точки зрения американцев мало улыбаются, и это их напрягает.
Дело в том, что улыбка эволюционировала как универсальный сигнал честности, ее основная функция — снятие агрессии. Но этот знак можно без труда подделать, поскольку улыбку легко произвести. Авторы одной смелой статьи выдвинули гипотезу: легкость производства улыбки может в некоторых условиях привести к снижению доверия к этому сигналу, а одной из предпосылок скептического отношения к искренности улыбки является чрезмерная коррупция в обществе. В сильно коррумпированных обществах люди относительно часто сталкиваются с нечестным поведением, и поэтому скептицизм в отношении позитивных намерений, лежащих в основе улыбки, может быть вполне обоснованным. И чем выше индекс коррупции в стране, тем больше улыбающиеся люди будут восприниматься как нечестные. Авторы исследования прогнали фотографии улыбающихся и не улыбающихся людей через пять тысяч респондентов из сорока четырех культур. И чем выше показатель в индексе восприятия коррупции (то есть чем сильнее люди считают, что вокруг все воруют или делают все по блату), тем больше вероятность, что улыбающийся человек будет восприниматься как неискренний, а постоянная улыбка на лице будет раздражать.
Подводя итог: эмоции, ритуалы и разнообразные типы социальных связей – неисчерпаемые темы для исследований и обсуждений. Обо всем этом и не только мы будем говорить на программе.