Мы будем действовать в той же временной рамке, что и
Сергей Кузнецов и Александр Гаврилов: середина 70-х – начало 90-х (от позднего социализма до пост-Перестройки). Но если Сергей наводит бинокль на Америку и ее контркультуру, а Александр — на СССР и литературные процессы, то мы будем «вскапывать» неофициальное художественное поле того времени. Иногда его называют нейтрально-«неофициальным искусством», иногда — «художественным андерграундом», иногда (что спорно) — «вторым авангардом»: со времен «первого» (1910 – 20-х) это, пожалуй, самый интересный период российского искусства ХХ века.
Географически мы возьмем две опорные точки — Москву и Ленинград, каждая из которых, как это у них принято, развивается своим путем, — чтобы сначала пройтись по подпольям «тайных практик» и «параллельного существования» (И. Кабаков, Э. Булатов, В. Янкилевский, О. Рабин, ...), затем проследить, как неофициальное искусство делает первые попытки выйти, в буквальном смысле, на поверхность («Бульдозерная выставка» 1974-го на пустыре в Беляево, «Поездки за город» группы «Коллективные действия»), и к началу 90-х, превращается в бурный, хоть и недолговременный, «фестиваль» (группа «Мухомор», П. Пепперштейн и «Медгерменевтика», сквот на Фурманном в Москве, «Новые художники» в Ленинграде).