22 – 28 апреля, 2023
Готические соборы:
история и тайны
☆ средневековая архитектура ☆
☆ поездка в Бурж ☆
☆ готические соборы в книгах ☆
22 – 28 апреля, 2023
Готические соборы:
история и тайны
☆ средневековая архитектура ☆
☆ поездка в Бурж ☆
☆ готические соборы в книгах ☆
22 — 28 апреля, 2023
Château Le Sallay
Бургундия, Франция
от 1500€
15% от суммы, которую вы заплатите за участие в европейских программах «Марабу» и «Шатологии», будут перечислены в стипендиальный фонд поддержки детей, которые были вынуждены покинуть свои дома в связи с войной в Украине.
Историк-медиевист Михаил Майзульс впервые приехал на «Шатологию» в этом январе — в тандеме с Екатериной Шульман они рассказывали гостям о фэнтезийном и реальном Средневековье. Лекции Михаила имели такой успех, что мы позвали его и на весеннюю программу. В планах — средневековая архитектура вообще и соборы в частности: их «скелетная» визуальная структура, значение скульптур на крышах, фасадах и входном портале, витражи, башенки-пинакли, а также загадки, легенды и исторические тайны. Сергей Кузнецов, писатель и культуролог, на своих лекциях расскажет о том, как литература спасла одно из величайших архитектурных сооружений, о том, как потомок американских президентов сравнил Деву Марию с динамо-машиной, о том, что общего у нобелевского лауреата по литературе и двух незадачливых шпионов, а также об одном алхимике, жившем в начале ХХ века — точнее, о том, что мы до сих пор не знаем, был он один или их было трое... и все эти увлекательные темы напрямую связаны с готическими соборами.

ТАКЖЕ ЭТОЙ ВЕСНОЙ ВАС ЖДЕТ ПРОГРАММА
«МАЙ В ШАТО: КОРОЛИ и КАРТИНЫ»
с Татьяной Пигарёвой и Алиной Аксёновой
Ведущие
Ведущие наших программ не только досконально разбираются в своем предмете, но и умеют передать искреннюю любовь к нему своим слушателям
Михаил Майзульс
Историк-медиевист, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник РГГУ
Окончил Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока РГГУ, Французский университетский колледж при МГУ и Высшую школу социальных исследований (EHESS) в Париже. Занимается религиозной и культурной историей западноевропейского Средневековья, средневековой иконографией, визуальной антропологией, католической и православной демонологией.

Лауреат премии «Просветитель-2018» за книгу «Страдающее Средневековье» (в соавторстве с Сергеем Зотовым и Дильшат Харман). Соавтор автор книг «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа» и ее логического продолжения «Анатомия ада. Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии», выдержавшего три переиздания. В 2019 году Михаил выпустил книгу «Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем», а в 2021 — «Между Христом и Антихристом. «Поклонение волхвов» Иеронима Босха», ставшую бестселлером. В 2022 году книга Михаила «Воображаемый враг. Иноверцы в средневековой иконографии» стала лауреатом премии «Просветитель-2022» в номинации «Гуманитарные науки». В 2020–2022 годах Михаил в качестве гостя участвовал в нескольких выпусках YouTube-канала Николая Солодникова «#ещёнепознер».
«Анатомия готического собора»
Мы обязательно поедем в Бурж и будем слушать лекции Михаила не только в шато Le Sallay, но и находясь рядом и внутри непосредственно Буржского собора.
Войдя в собор Сен-Пьер во французском городе Бове, мы тотчас же задираем голову, и она начинает кружиться. Высота его сводов достигает 48,5 метров, и под ними поместился бы 16-этажный дом. На протяжении столетий самыми высокими строениями в мире были готические соборы с их ажурными башнями и острыми шпилями: Лондон, Линкольн, Штральзунд, Страсбург... А во второй половине XIX в. архитекторы индустриальной эпохи, мечтая об огромных зданиях из металла и стекла, стали обращаться к изобретениям средневековых предшественников.
Возводя соборы – все выше, просторнее, светлее – европейские города не только славили Бога, но и соперничали друг с другом. Некоторые из них оказывались в финансовом тупике, а амбициозные стройки затягивались на века. Порой средневековые «небоскребы» достраивали в XIX и даже в XX веке.

Но собор – это не только инженерное чудо, но и колоссальное пространство изображений: сотни и тысячи статуй, рельефов, алтарных образов, витражей, фресок, надгробий. Многие из них были необходимы для богослужения или вовлечены в другие ритуалы, в которых духовные устремления (спасти свои души и помочь на том свете умершим предкам) переплетались с мирскими (явить могущество города и собственное богатство).

Историки порой называли готические соборы «Библиями в камне». Но эти громадные книги нужно уметь читать.
Сергей Кузнецов
писатель
Окончил матшколу и химфак МГУ, но позже начал заниматься филологической работой: написал монографию о поэтике И.Бродского, изучал творчество Т.Пинчона, переводил Стивена Кинга и Сьюзен Зонтаг, публиковался в толстых журналах. С 1996 года писал о кино и литературе для бумажных и сетевых СМИ. Был главным редактором проекта «Booknik: еврейские тексты и темы».

С 2014 года Сергей Кузнецов вместе с Екатериной Кадиевой развивает образовательный проект «Марабу» для детей и подростков, проект «Шатология» для взрослых. Екатерина и Сергей являются совладельцами замка-отеля Le Sallay. В 2018 году была основана первая школа сети Le Sallay, работающая в формате blended learning.

Совмещая руководство образовательными проектами и писательскую деятельность, Сергей является автором четырнадцати романов, многие из которых переведены на иностранные языки: «Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Живые и взрослые», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и другие.
«Готический собор как герой романа»
Сергей Кузнецов — писатель и большой знаток литературы. В его лекции всегда вплетены удивительные исторические факты, цитаты и примеры из разнообразных книг.
Один из способов говорить о соборах — рассказывать про готическую архитектуру и про то, как она вообще возникла. Уверен, что Михаил Майзульс прекрасно расскажет о средневековых соборах и той модели мира, которая родила идею таких сооружений, то есть всю содержательную часть, а не только архитектурно-изобразительную.


Я же хотел бы дополнить курс Михаила историями о том, что происходило потом, когда соборы были построены, как то, что происходило под их сводами и вокруг них, вдохновляло людей на самые разные мысли, идеи и поступки. Я собрал поэтому несколько книг на эту тему, и все их можно разделить на несколько направлений.

Прежде всего это, конечно, роман Гюго про собор Парижской Богоматери, то есть про наш Нотр-Дам. Гюго был французский романтик и, как многие романтики, восстановил интерес ко всему средневековому, в том числе к готике и готическим соборам, потому что, как известно, век Просвещения был склонен видеть в Средних веках всякое дурное и готикой пренебрегали.

Тут, кстати, надо сказать, что само определение «готический» закрепилось у нас не только за соборами, но и за некоторым типом поведения — мы же говорим «готично» или «готы», вовсе не имея в виду средневековую готику. Это тоже связано с литературой — в конце XVIII века появилась так называемая готическая литература, эдакий предромантизм. Я немножко про нее поговорю, в том числе про то, откуда взялось слово «готическая». Здесь у нас будет «Монах» Льюиса, «Мельмот Скиталец» Метьюрина и всякое другое, что я очень люблю.
Итак, прежде всего Гюго, а потом два романа о постройке соборов. Первый — «Столпы земли» Кена Фоллетта, где постройка собора — центральное событие, вокруг которого все вертится. Одновременно это исторически-приключенческий роман — в нем есть борьба за власть, любовь, насилие, всякое такое. Эдакий Александр Дюма с поправкой на XXI век, в том числе с феминистскими нотами. А второй роман, уже не в развлекательном жанре, — это роман Уильяма Голдинга «Шпиль», притча о творчестве и цене, которую платит творец и все, кто ему подвернулся под руку.

Называя эти и другие книжки, я некоторым образом разоблачаю секретность и тайну нашей программы, поэтому не буду называть все, но эти три довольно очевидные.

Книжки, которые я не хочу пока называть, прежде всего в жанре нон-фикшена. Одна из них считается лучшей попыткой осмысления красоты, которую привносит готика в окружающий мир, и сравнение этой красоты, понимания ее глубинной тайны, с тем, что люди видят в современности.
Классический образец такого взгляда — стихотворение Мандельштама «Notre Dame» с его финалом:

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Как «прекрасное» возникает из «недоброй тяжести» — это важная тема, которая много кого интересовала, в том числе Генри Адамса, который сравнил Деву Марию с динамо-машиной. И про Мандельштама мы тоже поговорим, потому что, помимо этого стихотворения, у него есть знаменитая фраза: «Готический шпиль как будто хочет уколоть небо, обвиняя его в отсутствии Бога». Это первая попытка осмысления готики в метафизическом плане. Правда, это осмысление уже современным нам человеком — не думаю, что строители собора поняли бы Мандельштама, даже заговори он с ними на латыни.

А еще я расскажу про книжку, написанную в начале XX века под псевдонимом, где готика трактуется с точки зрения алхимии. Автор пишет не только про соборы, но, например, и про дом Жака Кёра, на который мы посмотрим, когда будем в Бурже. И, кстати, пользуясь случаем, напомню, что у нас запланирована поездка в Бурж, где мы посмотрим на один из самых прекрасных французских готических соборов. Вообще этой весной мы хотим побольше поездить — тут есть что посмотреть, особенно когда все кругом цветет, светит яркое солнце, но еще не так жарко, как будет летом.

Впрочем, вернемся к книге про алхимию и готику. Сегодня она, конечно, читается немного как какой-нибудь Пелевин: скажем, автор утверждает, что слово «готика» указывает на тайный язык посвященных, потому что в словах «готическое искусство» (art gothique) слышится слово «арго», то есть жаргон. Ну, на следующей странице ожидаешь увидеть золотое руно и аргонавтов, и да, бинго! — они там есть.

Короче говоря, гости «Шатологии» сами смогут решить, автор гонит или раскрывает тайное знание. Кстати, кем был автор и был ли он один или это был коллективный псевдоним, я тоже расскажу, тем более что написаны книги о том, как этот автор связан с известными людьми, жившими в первой трети XX века во Франции. И, кстати, как автор связан с Пелевиным, я тоже расскажу.

В общем, мы, как всегда, будем смотреть не только на, но и вокруг готических соборов, и поговорим про книжки, посвященные фантазиям на эту тему.

Таким образом, Михаил расскажет про готический собор с точки зрения Средневековья, а я постараюсь рассказывать с точек зрения XVIII–XXI-го столетий. Все вместе это даст нашим слушателям широкую панораму того, как происходит жизнь картин, соборов, текстов на протяжении столетий, как люди создают одно, а другие люди потом век за веком читают и видят в их творениях совершенно другое.

И, как я уже сказал, поскольку все происходит весной, то будет безумно красиво — и у нас в шато, и вокруг. Так что приезжайте, дорогие друзья, мы будем рады вас видеть!

Лекции ведущих проекта «Шатология» рассчитаны на взрослых. Но подростки в возрасте от 11–12-ти лет вполне могут присутствовать и, мы уверены, им тоже будет интересно. Если ваши дети не хотят ходить на лекции или они совсем маленькие, их займут профессиональные вожатые «Марабу». Пожалуйста, уточняйте состав и возраст участников при подаче заявки, наш менеджер ответит на все ваши вопросы.

Специальный гость
Тинатин Мжаванадзе
Тинатин Мжаванадзе
Гастрономический автор, пишу кулинарные книги, раскапываю историю Грузии с ее гастрономической точки зрения, пробую старинные рецепты, готовлю семье и гостям. Рассказываю на разных социальных площадках про жизнь сегодняшней Грузии и даже завела youtube-канал. Неведомым науке образом написала еще и несколько книжек в прозе — «Лето, бабушка и я», «Сихарули. Рецепт грузинского счастья», «Самолет улетит без меня» и другие.

***
Мы делаем грузинскую кухню, потому что Тинатин умеет рассказать, как готовить такую еду самому дома. Наши гости часто приезжают к нам и поэтому мы захотели вместо традиционной для «Шатологии» французской или в целом европейской кухни предложить им что-то новое. Кроме того, большинство наших гостей — это выходцы из бывшего СССР, живущие в Европе.
Многие из них ходили в грузинские рестораны до отъезда, но, скажем честно, найти хороший грузинский ресторан в Европе не очень легко, так что многие испытывают понятную ностальгию по грузинской кухне. Наша задача не просто накормить их, но научить делать какие-то блюда самим, чтобы вернувшись к себе домой, они не переживали, что в их городе нет хороших грузинских ресторанов, а могли сами приготовить то, чему научились на «Шатологии».
Те путешественники, кому удалось побывать в Грузии, чаще всего влюбляются в нее навсегда - в
ее природу, улыбчивых гостеприимных людей, в ее культуру – и том числе в гастрономическую
традицию.
Грузинская еда рассчитана на все вкусы и вызывает ощущение беспричинного счастья и
расположения ко всему миру: так почему же не принести ее к себе домой, чтобы в любой момент
суметь воссоздать уникальный грузинский вкус жизни?
Гастрономический автор Тинатин Мжаванадзе, автор книг по грузинской домашней кухне,
расскажет вам об устройстве этой маленькой и очень разнообразной страны Грузии: как на
небольшой территории помещаются совершенно разные этнические уголки, каждый со своим
темпераментом, песнями и танцами, национальной одеждой и традициями застолья.
Научит вас раскатывать тонкие хачапури, смешивать сунели в ореховой заправке и защипывать
ровно столько складочек в хинкали, чтобы они вышли идеальной красоты и вкуса.
За несколько вечеров вы сможете окунуться в атмосферу расслабленной любви к жизни, и
научитесь готовить несколько основных грузинских блюд, которые дадут вам широкое
представление о приготовлении пищи в целом, а заодно узнаете много нового о современной
жизни в стране Сакартвело.

Программа
22 – 28 апреля
Также для вас

МАЙ В ШАТО: КОРОЛИ и КАРТИНЫ

1 – 7 мая

☆ символы и образы на старинных полотнах ☆
☆ Габсбурги и их коллекции ☆
☆ музей Прадо ☆ поездки в Сувиньи и Везле ☆
ЛАГЕРЬ «МАРАБУ»
лето 2023
☆ для детей ☆ для подростков ☆ в Эстонии ☆ в США ☆
Условия
Программа пройдет в самом центре Франции — в Бургундии, регионе с богатой историей и обилием удивительных мест
  • Где жить?
    Старинный замок Сhâteau Le Sallay основан в 1506 году и имеет богатую историю. Долгие годы шато работает как отель (4*). Великолепные номера (каждый в своем стиле), уютная гостиная с камином, вкуснейший завтрак, тишина, холмы, исторический центр Невер с его достопримечательностями — все будет в вашем распоряжении. В замке есть одно-, двух-, трех- и четырехместные номера.
  • С кем можно приехать?
    К нам можно приехать одному или одной. Но можно (и нужно) брать с собой друзей, семью, детей и подростков. Мы уверены — им тоже будет интересно во время наших разговоров. Хотите приехать с пожилыми родителями? Пожалуйста! Можно даже отправить их сюда одних — мы их встретим, проводим и окружим заботой.
  • Как добраться?
    Если вы прилетите в Париж (аэропорт Шарль-де-Голль) и одновременно с вами прилетят еще несколько участников, то мы можем организовать трансфер до места проведения программы. Индивидуальный трансфер не планируется. Приедете вы в Париж заранее или прямо к программе — неважно. В любом случае, самый удобный путь — с вокзала Берси добраться до города Невер на поезде (быстрее, чем на машине, всего 2 часа). Поезд отходит несколько раз в день. От вокзала в Невере до замка обычно добираются на такси (€30, ехать примерно 15 минут). Если мы узнаем, что одним поездом приезжают несколько гостей, то постараемся сделать так, чтобы они доехали вместе.
  • Сколько стоит?
    В программу включено проживание в отеле, лекции и мастер-классы, завтраки, ужины и совместные поездки. Обеды и вино в стоимость не включены.

    1-местное расселение — 2 000€;
    2-местное расселение — 3 600€;
    3-местное расселение — 5 200€;
    4-местное расселение — 6 000€.

    Стоимость обеда в замке — 25 €.
Специальный гость на вторую половину дня — Ольга Медведева
Шеф-повар, фудблогер, финалистка «Адской кухни» (телеканал «Пятница»), дипломированный кондитер Барселонской школы L’Atelier и наш давний друг. Она прекрасно готовит и не менее прекрасно учит как это делать всех желающих.
Отзывы о программах «Шатологии»
Основатели
Проект «Шатология» создан основателями образовательного проекта «Марабу» Екатериной Кадиевой и Сергеем Кузнецовым
  • Екатерина Кадиева
    Основатель проекта
    Психолог, специалист по системной семейной терапии и мультикультуральным семьям, член Европейской Ассоциации Семейных терапевтов, автор множества публикаций. Совладелец шато Le Sallay. Организует, направляет и создает неповторимую атмосферу в замке. Идейный вдохновитель программ «Марабу» и «Шатология». Сооснователь сети частных школ Le Sallay.
  • Сергей Кузнецов
    Основатель проекта
    Журналист и писатель, книги которого переведены на несколько языков («Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и др.), главный редактор проекта «Букник». Предприниматель и отельер. Совладелец шато Le Sallay. Главный кормчий всех программ «Марабу» и «Шатология». Сооснователь сети частных школ Le Sallay.
Для чего мы делаем «Шатологию»?
После начала войны мы активно включились в помощь украинским беженцам и их детям. В настоящий момент в шато Le Sallay официально трудоустроено около десяти украинцев, в наших школах сети Le Sallay свыше 30 детей получили стипендии и учатся бесплатно или платят сильно меньше, чем другие. Также украинские дети бесплатно ездят в наши лагеря «Марабу».

Одна из причин того, что мы продолжаем делать «Шатологию» — это необходимость финансировать все эти программы. 15% от выручки «Шатологии» уходит на стипендии, остальные деньги уходят на гонорары лекторам и выплаты шато Le Sallay, которые позволяют отелю сохранять рабочие места во время низкого сезона (большинство подобных отелей во Франции более чем в два раза сокращают штат зимой).

Это не единственная причина. «Шатология» — это клуб единомышленников. Многих наших гостей мы знаем много лет, те, кто приезжают к нам впервые, также разделяют нашу политическую позицию. Мы знаем, что многие из гостей и лекторов принимают участие в различных программах помощи Украине, работе с беженцами и незаконно-депортированными; занимаются и благотворительностью в целом и адресной помощью. Именно поэтому мы решили не прекращать программы даже сейчас: одной из задач «Шатологии» становится создание зоны безопасности, где участники наших программ могут немного выдохнуть, чтобы потом с новыми силами продолжить делать то, что они делают.

~

О прошедших программах можно узнать вот здесь. А чтобы не пропустить анонсы, подписывайте на рассылку внизу этой страницы.
Вопросы и ответы
Заявка на участие
в программе для взрослых
«ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ: ИСТОРИЯ и ТАЙНЫ»
22 – 28 апреля, 2023

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности